Учитель года

Методическая система

Эссе «В бесконечных лабиринтах информации»

Работая в системе образования не первый год, мы порой сталкиваемся с определенными трудностями. Одна из них связана с тем неограниченным потоком информации, который сейчас буквально обрушивается на учеников из интернета и с телевизионных каналов. И очень часто эта непроверенная, недостоверная информация оказывает влияние на формирование личности школьника, его морально-нравственные качества, развитие его умственных способностей.
Так как же нам оградить подрастающее поколение от негативного влияния непроверенной информации? Как научить детей анализировать и систематизировать полученную извне информацию в образовательных целях? Как обезопасить себя от вредоносных непроверенных программ и информационных ресурсов?
Информационное пространство огромно и необъятно. И в этом, разумеется, есть положительный момент. Сейчас знания доступны, как никогда раньше. Могли ли мы лет двадцать назад подумать, что, просто включив компьютер, телефон или планшет, мы сможем посмотреть, к примеру, полотна прославленных живописцев в Дрезденской галерее или совершить обзорную виртуальную экскурсию по Лувру, сможем пройти курсы повышения квалификации или даже профессиональной переподготовки. Нам не надо тратить время на походы в библиотеку, мы можем не тратить деньги на покупку книг и научных журналов. Все это есть в свободном доступе в интернете.
Но проблема в том, что эта доступность знаний чересчур расслабляет учащихся (да и всех нас). Ведь, чтобы узнать что-то новое, теперь не нужно прикладывать усилия: в интернете есть готовый ответ. И бездумное использование информации из интернета приводит к деградации. Мозг не развивается, познавательная активность снижается.
Данная проблема волнует меня, потому что проектная деятельность, положенная в основу моей методической системы, подразумевает работу учащихся с информацией: ее сбор, анализ и систематизацию в процессе создания нового продукта.
Некоторые учащиеся бездумно скачивают работы из интернета, в то время как должны активизировать работу мозга, проявить творческую активность и в группе или индивидуально создать нечто новое, полезное, актуальное.
Таким образом, при бездумном использовании информационного пространства проектная деятельность становится просто невозможной.
В глобальном масштабе доверие к непроверенной информации может привести и к более серьезным негативным последствиям в разных сферах человеческой жизни. Все мы знаем о напряженной политической ситуации в мире. И неумение отличать достоверную информацию от выдуманной, «фейковой» может поставить под угрозу здоровье, благополучие и даже жизнь детей. 
Еще одним препятствием при создании проектов является клиповое мышление современных подростков. При таком типе мышления учащийся, привыкший воспринимать информацию фрагментарно, небольшими частями и яркими образами, с трудом может сосредоточиться и выделить главное. И большой объем информации буквально пугает учеников. А это значит, что для эффективной организации проектной деятельности, необходимо научить детей делить информацию на блоки, отличать главное от второстепенного, улавливать основную идею.
В соответствии с ФГОС третьего поколения функциональная грамотность становится одой из гарантий качества основного общего образования. А умение работать с информацией является одним из элементов функциональной грамотности учащихся, которую ФГОС третьего поколения определяет как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных УУД. Умение работать с информационным полем обязательно в любой профессии. 
Так как же нам избежать негативных последствий неразумного пользования информацией? Необходимо объяснять учащимся правила работы с информационным полем.
Во-первых, надо пользоваться только проверенными источниками информации (например, официальные сайты, в которых есть ссылки на документы,  и учебные сайты, где проводится экспертиза работ, такие как Инфоурок; словари, справочники тоже можно отнести к таким источникам).
 В этом вопросе очень важна роль педагога. Именно он может подсказать учащимся эти проверенные источники информации. Так при изучении английского языка рекомендуется пользоваться такими словарями как Cambridge Dictionary, Macmillan Dictionary, Oxford Learner’s Dictionaries, Longman Dictionary of Contemporary English, Collins Online Dictionary. Если возникают спорные моменты с использованием грамматических явлений, можно обратиться к грамматике Round Up (издательство Pearson).
Во-вторых, источников информации должно быть несколько. Тогда можно проанализировать представленную информацию, посмотреть на проблему с разных точек зрения и сделать собственные выводы.
В-третьих, необходимо учить детей отличать актуальную на сегодняшний день информацию от устаревшей (совершаются новые открытия, которые меняют основы научных концепций, меняются орфоэпические нормы языка, что характерно для русского языка, и произносительная сторона речи, взгляд на исторические события и так далее). 
В-четвертых, следует формировать у учащихся навыки смыслового чтения и развивать у них критическое мышление: учащийся должен четко понимать, что и для чего он читает. Есть специальные приемы работы, направленные на развитие смыслового чтения: прием ассоциаций, «прогноз по заголовку», синквейн и другие.
Наконец, надо научить детей не обращать внимания на «информационный мусор» (реклама товаров и игр, сайты популярных блоггеров, одним словом, все то, что отвлекает учащихся от главной цели – получения достоверной информации).
Работая в соответствии со своей методической системой, я уже сейчас могу говорить о достижении определенных результатов в работе с информацией. Технология проектной деятельности помогает преодолеть проблемы, связанные с получением достоверной информации.
Учащиеся стараются пользоваться теми источниками, которые посоветовал учитель/ руководитель проекта в ходе сбора информации для проектной работы. А в проектной деятельности нам часто нужна энциклопедическая и культурологическая информация. Так, в работе над проектами «Письма из Карелии» и «Туристический маршрут по моему городу» нам необходима была информации об истории, культуре и архитектуре нашего города, чтобы поделиться ей с друзьями по переписке и с туристами. Мы пользовались официальным сайтом г. Вязьма, сайтом Вяземская Епархия и информацией из книг.
Будучи примером для детей, я и сама при подготовке к проектам пользуюсь сайтами с проверенной информацией. Так в ходе подготовки проекта «Роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны» (всероссийский конкурс молодежных проектов «Наша история», май 2021) я пользовалась информацией с сайтов ОБД Мемориал, Подвиг народа, Память народа, информацией из районного и областного архивов.
Дети умеют на элементарном уровне отличать конкретную, значимую информацию от второстепенной, фоновой. Они учатся не отвлекаться на рекламу, хотя это довольно сложно. Ведь «информационный мусор» представлен в яркой привлекательной форме. Учащиеся умеют анализировать и систематизировать полученную информацию.

Роль учителя в работе с информационным пространством очень важна. В огромном информационном лабиринте именно учитель должен стать для учащихся тем самым проводником, который приведет их к правильному восприятию мира информации. Он может научить их работать с разными видами информации на уроках и во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Педагог научит детей мыслить и создавать новое.